Последние выступления Ф.Е. Василюка на конференциях, размышления на мастерских и супервизиях во многом были посвящены исследованию «кухни» сопереживания – тому, как она складывается в конкретном живом терапевтическом процессе. Федор Ефимович был убежден, что сопереживание – это не только интеллектуальный или эмоциональный акт, оно непременно должно стать настоящей деятельностью (и если нужно практической): если переживает личность, то и сопереживает личность. На мастерских нас учили периодически задавать себе вопросы: «Что я делаю для клиента за пределами терапии? Что я в своей жизни посвящаю ему? Как я сам меняюсь под влиянием моего клиента?»
Эти вопросы казались парадоксальными, выходящими за рамки привычного представления о границах психотерапии и позиции терапевта. Но привычные представления о рамке пришли в нашу практику из психоанализа – подхода, стоящего на совершенно других антропологических основаниях.
К гуманистическому психотерапевту (качеству его присутствия, остроте терапевтического слуха, личностной готовности рисковать) предъявляются особые требования. И тем острее встают непростые вопросы границ, профессионализма, ответственности, власти и т.д.:
Где та граница, когда психотерапия перестает быть психотерапией и становится просто отношениями двух людей? Возможна ли вообще психотерапия без настоящих отношений? Но тогда что ограничивает психотерапевта в том, чтобы использовать клиента в своих неосознаваемых интересах? Как оставаться живым, рисковать и в то же время оставаться в терапевтической позиции? Как безусловно принимать клиента и размещать разные свои непростые чувства и эмоции, свою агрессию? Как сохранять чуткость терапевтического слуха?
Об этом и многом другом будем размышлять на встрече в онлайн клубе ППТ 12 апреля.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.